Новости местного самоуправления

18.12.2018

Правительство РФ. Законопроект, регулирующий государственные и муниципальные заимствования рассматривается кабинетом министров

Законопроект, закрепляющий в бюджетном законодательстве подходы к определению долговой устойчивости регионов и муниципалитетов, а также уточняющий порядок исполнения государственных и муниципальных заимствований, предоставления государственных и муниципальных гарантий, государственных экспортных кредитов обсуждается  правительством РФ. Документ был подготовлен Минфином России, рассмотрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности и, в случае одобрения кабмином, будет внесен в Госдуму.

Законопроектом предусматривается единый подход к классификации государственного и муниципального долга на внешний и внутренний для всех публично-правовых образований, исходя из валюты долговых обязательств. Предлагается ввести ряд новых норм, взаимоувязанных с новыми определениями внешнего и внутреннего долга, о муниципальном внешнем долге, программе муниципальных внешних заимствований, программе государственных гарантий субъекта Федерации, муниципальных гарантий в иностранной валюте. Предлагается также внести изменения в положения Бюджетного кодекса, связанные с классификацией заимствований, источниками финансирования дефицитов бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов, структурой государственного долга субъектов Федерации, муниципального долга. Раскрывается понятие «управление государственным и муниципальным долгом» и предусматривается новое определение реструктуризации государственного и муниципального долга. В соответствии с действующей редакцией Бюджетного кодекса обязательства субъектов Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, которые возникают в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов, относятся к внутреннему долгу таких публично-правовых образований. В соответствии с законопроектом такие обязательства будут относиться к внешнему долгу, так как по этим обязательствам заёмщик несёт валютные риски.

Законопроектом также совершенствуется система оценки долговой устойчивости субъектов Федерации и муниципальных образований. В целях сохранения долговой устойчивости региональных и местных бюджетов должны быть созданы условия для проведения субъектами Федерации и муниципальными образованиями ответственной долговой политики. В связи с этим законопроектом предлагается расширить перечень показателей долговой устойчивости, скорректировать установленные пороговые значения применяемых показателей и ввести правила классификации публично-правовых образований по группам долговой устойчивости.

В частности, для субъектов Федерации и муниципальных образований предлагается ужесточить ограничение объёма расходов на обслуживание долга, снизив его предельное значение с 15% до 10%, ограничить годовую сумму платежей по погашению и обслуживанию долга на уровне до 20% общего объёма налоговых, неналоговых доходов бюджета и дотаций из бюджетов всех уровней.

Предусматривается, что Минфин России и финансовые органы субъектов Федерации будут оценивать состояние долговой устойчивости субъектов Федерации и муниципальных образований по установленному перечню показателей долговой устойчивости и классифицировать их по группам риска: заёмщики с высоким, средним или низким уровнем долговой устойчивости. Такая классификация будет основанием для предъявления к заёмщикам требований различной степени «жёсткости». Заёмщики с высоким уровнем долговой устойчивости будут освобождены от необходимости согласования программ государственных (муниципальных) заимствований и гарантий, со средним уровнем долговой устойчивости будут обязаны согласовывать с соответствующим финансовым органом программы государственных (муниципальных) заимствований и гарантий, а также представлять в этот орган проект основных направлений долговой политики, а заёмщики с низким уровнем долговой устойчивости будут вправе осуществлять рыночные заимствования только в целях рефинансирования долга и помимо обязанности согласования программ государственных (муниципальных) заимствований и гарантий и представления проекта основных направлений долговой политики должны будут утверждать и реализовывать согласованный с финансовым органом план восстановления платёжеспособности.

Законопроектом также регулируются вопросы предоставления государственных и муниципальных гарантий. По итогам анализа многолетней практики предоставления государственных гарантий Российской Федерации предлагается в Бюджетном кодексе закрепить сформированные и отражённые в нормативных правовых актах Правительства подходы к порядку и условиям оказания государственной гарантийной поддержки, сделав их едиными для гарантий всех публично-правовых образований. 


Источник: официальный сайт Правительства РФ


Возврат к списку