31.10.2025
Правительство РФ. Одобрен законопроект, который вводит новые правила проверки работы муниципалитетов
Правительство России одобрило законопроект о контроле за деятельностью органов местного самоуправления. Об этом сообщила пресс-служба Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления (ВАРМСУ).
"27 октября 2025 года на заседании комиссия правительства РФ по законопроектной деятельности одобрила проект нового закона "Об организации контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления", а также изменения в закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти", - говорится в сообщении.
Сопредседатель ВАРМСУ, член президиума Совета при президенте РФ по развитию местного самоуправления Ирина Гусева отметила, что законопроект вводит новые правила проверки работы муниципалитетов, учитывая уровень риска нарушений - чем ниже риск, тем реже проверки. "Это поможет снизить нагрузку на местные власти и направит усилия на предотвращение проблем. Конкретные виды контроля за органами местного самоуправления (по отраслям) будут устанавливаться федеральными законами. В части контроля за исполнением переданных полномочий сферы контроля будут устанавливаться законами регионов о передаче полномочий, а порядок - правительствами субъектов РФ. Таким образом, будет четко установлено, в каких сферах осуществляется контроль за органами местного самоуправления и соблюдение каких требований проверяется. Координирующую роль в осуществлении контроля за органами местного самоуправления по-прежнему будет играть прокуратура", - пояснила она.
31.07.2025
Красноярский край. Депутаты оспаривают ликвидацию поселков и слияние районов в суде
Совет депутатов Сухобузимского района Красноярского края обратился в суд с требованием отменить региональный закон о переходе на одноуровневую систему местного самоуправления (МСУ), который ликвидирует сельские поселения как самостоятельные муниципалитеты и объединяет районы в муниципальные округа. По мнению муниципалов, реализуя федеральную реформу, краевые власти не учли мнение жителей. В правительстве региона эти претензии пока не комментировали.
Иск подан в Красноярский краевой суд к Законодательному собранию региона и губернатору Михаилу Котюкову. Депутатский совет, большую часть которого составляют представители «Единой России», требует признать недействующим закон «О территориальной организации МСУ в Красноярском крае», принятый по инициативе губернатора в рамках реализации нового федерального закона о МСУ. Документ ликвидирует муниципалитеты на уровне сел и поселков, а также создает на месте районов муниципальные округа, в ряде случаев объединяя соседние территории. Например, Сухобузимский район присоединяется к Большемуртинскому для формирования Большемуртинско-Сухобузимского округа с административным центром в поселке Большая Мурта. На 14 сентября уже назначены выборы его нового совета.
10.03.2025
Государственная Дума РФ. Принят закон о реформировании системы местного самоуправления
Государственная Дума приняла закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Закон предусматривает обновленную модель организации и деятельности органов местного самоуправления, уточняет их компетенцию и полномочия. Ко второму чтению документ был доработан. По словам сенатора Андрея Клишаса Совет Федерации рассмотрит закон 14 марта.
Первоначальной редакцией для всех субъектов РФ устанавливался безальтернативный переход к одноуровневой системе местного самоуправления. «Мы учли мнения региональных властей и вышли на консенсусное решение», — говорил ранее Вячеслав Володин. Он добавил, что, «формируя подходы, прежде всего руководствовались интересами граждан, для которых местная власть находится в оперативном доступе».
В законе в том числе дается определение местного самоуправления, отражены права граждан на осуществление МСУ и принципы его правового регулирования и закрепляются следующие виды муниципальных образований: городской округ, муниципальный округ, внутригородские муниципальные образования (в городах федерального значения). Также определены непосредственно полномочия органов местного самоуправления, устанавливаются критерии и процедура передачи полномочий.
В законе содержатся три вида муниципальных полномочий: неотъемлемые муниципальные полномочия, которые базируются на перечисленных в Конституции РФ, полномочия, которые осуществляет муниципалитет, но законом субъекта они могут передаваться региону, и полномочия, которые осуществляет регион, но законом субъекта они могут быть распределены муниципалитетам. Правила перераспределения полномочий могут приниматься субъектом РФ как в отношении всех муниципальных образований, расположенных на его территории, так и в отношении отдельных муниципалитетов.
Закон вступит в силу через 90 дней после опубликования, а до 1 января 2027 года субъектам необходимо принять законы, которыми должны быть урегулированы вопросы организации местного самоуправления в регионе или на территории.
Подготовка закона о местном самоуправлении к принятию вышла на финишную прямую. 10 февраля совет Госдумы должен продлить срок представления поправок ко второму чтению законопроекта. Без этого новые предложения по доработке учитывать будет нельзя. Их можно будет направлять в комитет по госстроительству и законодательству до 12 февраля, после чего инициативу вынесут на заседание нижней палаты парламента. Уже известно, что в закон об МСУ, вероятнее всего, не будет внесено одно из ключевых нововведений, которое в него изначально закладывали: ликвидация двухуровневой системы МСУ с укрупнением муниципалитетов.
Пресс-служба Госдумы сообщила, что спикер Вячеслав Володин совместно с депутатами из «Единой России», ЛДПР и «Новых людей» внес межфракционные поправки к законопроекту. «Субъекты РФ смогут сами решать, переходить ли им на одноуровневую систему МСУ либо сохранить двухуровневую – с сельскими и городскими поселениями, которую в первоначальном варианте законопроекта предлагалось ликвидировать», – процитировала его пресс-служба. По его словам, надо «учитывать особенности региона – и социально-экономическую и историческую составляющие каждой территории».
Сам по себе проект закона разрабатывался в продолжение поправок в Конституцию 2020 г., которые утвердили понятие «единой системы публичной власти». Одна из поправок, в частности, исключила обязательность поселенческой основы организации МСУ. Если прежде в ней указывалось, что МСУ осуществляется в городских и сельских поселениях и «на других территориях», то теперь – что МСУ осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых определяются законом.
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин сообщил, что рассмотрение законопроекта о реформе системы местного самоуправления перенесено на следующий год. Ранее предполагалось, что депутаты рассмотрят проект во втором и третьем чтении до конца осенней сессии текущего года.
"Члены Совета Государственной думы дополнительно обсудили вопрос о рассмотрении проекта закона об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти. Все сошлись во мнении, что законопроект требует дополнительного изучения и проработки с учетом поступивших замечаний и предложений. Поэтому было принято решение о переносе его рассмотрения на следующий год", - сообщил Вячеслав Володин.
По информации газеты "Ведомости" во время рассмотрения повестки Госдумы произошел жаркий спор между спикером нижней палаты Вячеславом Володиным и главой комитета по госстроительству Павлом Крашенинниковым (оба – «Единая Россия»), который участвовал в разработке проекта закона о местном самоуправлении (МСУ), об этом рассказали «Ведомостям» три депутата. При рассмотрении повестки Володин, как говорят источники «Ведомостей», заявил, что надо «беречь село и местную элиту», то есть местных депутатов. Также он призвал советоваться с фракциями, бывшими губернаторами и мэрами и привел в пример вице-спикера Госдумы Алексея Гордеева, который был губернатором Воронежской области, и Виктора Кидяева, который был главой Зубово-Полянского района Мордовии. Володин заявил, что Крашенинников должен «пройти по фракциям», встретиться с сельскими главами и депутатами, а в 2025 г. выйти на «правильное решение» в связи с законопроектом об МСУ.
Генеральная прокуратура указала органам прокуратуры на необходимость более взвешенного отношения к тем мерам реагирования на нарушения законодательства, которые выявляются в отношении органов местного самоуправления и муниципальных учреждений:
- во-первых, принимая решение об использовании любой меры прокурорского реагирования в отношении ОМСУ, их должностных лиц и подведомственных организаций, прокурорам следует учитывать, что указанные органы и лица могут быть связаны требованиями законодательства и не в состоянии устранить нарушение немедленно – им необходимо соблюдать, в том числе, законодательство о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, проводить публичные слушания и общественные обсуждения в градостроительной и иных сферах и т. п. (Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 10 сентября 2024 г. № 655);
- во-вторых, если прокурор города / района / иной приравненной прокуратуры готовит иск к ОМСУ о выполнении каких-либо требований, то необходимо предварительно проводить оценку необходимых бюджетных расходов для исполнения этих требований. Такая оценка проводится с привлечением "компетентных органов";
- в-третьих, если такой иск может "стоить" ответчику более 1 млн руб. (в том числе совокупно по нескольким аналогичным искам, например, об обеспечении каждой конкретной муниципальной школы спортивным оборудованием), то проект такого иска необходимо согласовать с аппаратом соответствующей прокуратуры.
Высшее должностное лицо субъекта РФ сможет вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования или главе местной администрации, отрешить их от должности. А также обратиться к местным депутатам с инициативой об отставке главы района в случае его систематической неэффективности. Соответствующий закон Госдума приняла 31 июля.
С принятием в 2020 году поправок в Конституцию РФ потребовалось привести в соответствие с ними действовавшие законы. Один из них — об организации региональной власти. Документ глава государства подписал в конце 2021 года, что, в свою очередь, потребовало дополнительных уточнений в другие нормативные акты, всего таких актов набралось больше шестидесяти.
Законодательные поправки их авторы — группа сенаторов и депутатов — назвали юридико-техническими, однако одна из них вызвала живое обсуждение парламентариев и экспертов. С принятием закона появляется право губернаторов отправлять в отставку мэров городов. Основанием для этого может стать неисполнение главой муниципального образования или местной администрации в течение месяца после выговора, замечания или предупреждения обязанностей по переданным государственным полномочиям, рассказал глава Комитета Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению Алексей Диденко.
Что касается оценки эффективности работы местной власти, то ее критерии утверждены указом президента. Они включают как количественные показатели, например доля населения, охваченного профилактическими осмотрами, так степень удовлетворенности населения качеством медпомощи, дошкольного, общего и дополнительного образования детей, работой муниципальной власти, в том числе ее информационной открытостью. Если губернатор посчитает, что глава района недорабатывает, он может попросить представительный орган муниципалитета — местную думу — рассмотреть вопрос об его отставке.
Президент подписал Федеральный закон от 22.07.2024 № 209-ФЗ "О внесении изменения в статью 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Документ официально опубликован. Таким образом, муниципалитет имеет возможность закрепить в Уставе право депутатского корпуса принимать участие в утверждении или согласовании назначения на должность заместителей главы местной администрации, руководителей отраслевых и территориальных органов местной администрации.
Уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены право представительного органа муниципального образования принимать участие в формировании местной администрации, в том числе в утверждении или согласовании назначения на должность заместителей главы местной администрации, руководителей отраслевых (функциональных) и (или) территориальных органов местной администрации, а также формы и порядок такого участия.
К вопросам местного значения городского, сельского поселения и вопросам местного значения муниципального, городского округа хотят отнести вопросы ведения учета личных подсобных хозяйств в похозяйственных книгах. Такой законопроект принят в первом чтении на пленарном заседании Госдумы.
Замглавы Комитета Госдумы по аграрным вопросам Юлия Оглоблина рассказала, что по результатам сельскохозяйственной переписи 2021 года, в России насчитывается около 16 миллионов личных подсобных хозяйств. По словам депутата, они сейчас активно регистрируются в качестве самозанятых, участвуют в программах господдержки, в том числе Минсельхоза и Минтруда по линии соцконтрактов.
«Чтобы получить государственную поддержку, в первую очередь нужно подтвердить статус личного подсобного хозяйства. Законопроект разработан в целях приведения в соответствие законодательства по их учету», — отметила Оглоблина.
Норма по учету путем ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления отражена в законе о личных подсобных хозяйствах; одновременно в законе об общих принципах организации ОМСУ к вопросам местного значения не отнесены вопросы похозяйственных книг. Оглоблина пояснила, что это привело к ситуации, когда не все местные власти закрепляют ответственных должностных лиц для учета хозяйств и зачастую идет затягивание выдачи справок, это делает невозможным участие в программах господдержки, участия в ярмарках и так далее.
По словам зампредседателя Комитета Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению Оксаны Фадиной, норма простая, но очень важная, поскольку снимает пробелы в действующем законодательстве.
17.04.2024
Государственная Дума РФ. К обсуждению законопроекта об МСУ вернутся осенью
Проект нового закона об общих принципах местного самоуправления (МСУ) может быть принят в осеннюю сессию. Об этом «Ведомостям» сказал председатель комитета Госдумы по госстроительству Павел Крашенинников. Рассмотрение принятого в первом чтении 25 января 2022 г. законопроекта остановилось почти сразу, но есть решение вернуться к нему осенью. По словам Крашенинникова, «комитет планирует обсуждение законопроекта ко второму чтению осенью».
«Мы продолжаем работу над законопроектом. Очень многие выступают за его принятие. Сейчас многие регионы самостоятельно проводят реформу, переходя на одноуровневую систему МСУ. Но это сложно, поскольку таким регионам приходится принимать свою законодательную базу», – говорит Павел Крашенинников. О том, что работа над законопроектом будет продолжена, подтверждает и собеседник, близкий к администрации президента.
Законопроект принят в первом чтении, напоминает председатель комитета Госдумы по региональной политике (комитет-соисполнитель) Алексей Диденко (ЛДПР). По его словам, их комитет рекомендовал принять законопроект в первом чтении с замечаниями. По его словам, ко второму чтению к законопроекту поступило более 700 поправок: «Предстоит дальнейшее обсуждение, поскольку проект закона все-таки был принят в первом чтении уже два с половиной года назад. Основа концепции законопроекта – это одноуровневая система МСУ, и в первом чтении именно она была поддержана Госдумой».