Генеральная прокуратура указала органам прокуратуры на необходимость более взвешенного отношения к тем мерам реагирования на нарушения законодательства, которые выявляются в отношении органов местного самоуправления и муниципальных учреждений:
- во-первых, принимая решение об использовании любой меры прокурорского реагирования в отношении ОМСУ, их должностных лиц и подведомственных организаций, прокурорам следует учитывать, что указанные органы и лица могут быть связаны требованиями законодательства и не в состоянии устранить нарушение немедленно – им необходимо соблюдать, в том числе, законодательство о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, проводить публичные слушания и общественные обсуждения в градостроительной и иных сферах и т. п. (Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 10 сентября 2024 г. № 655);
- во-вторых, если прокурор города / района / иной приравненной прокуратуры готовит иск к ОМСУ о выполнении каких-либо требований, то необходимо предварительно проводить оценку необходимых бюджетных расходов для исполнения этих требований. Такая оценка проводится с привлечением "компетентных органов";
- в-третьих, если такой иск может "стоить" ответчику более 1 млн руб. (в том числе совокупно по нескольким аналогичным искам, например, об обеспечении каждой конкретной муниципальной школы спортивным оборудованием), то проект такого иска необходимо согласовать с аппаратом соответствующей прокуратуры.
Высшее должностное лицо субъекта РФ сможет вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования или главе местной администрации, отрешить их от должности. А также обратиться к местным депутатам с инициативой об отставке главы района в случае его систематической неэффективности. Соответствующий закон Госдума приняла 31 июля.
С принятием в 2020 году поправок в Конституцию РФ потребовалось привести в соответствие с ними действовавшие законы. Один из них — об организации региональной власти. Документ глава государства подписал в конце 2021 года, что, в свою очередь, потребовало дополнительных уточнений в другие нормативные акты, всего таких актов набралось больше шестидесяти.
Законодательные поправки их авторы — группа сенаторов и депутатов — назвали юридико-техническими, однако одна из них вызвала живое обсуждение парламентариев и экспертов. С принятием закона появляется право губернаторов отправлять в отставку мэров городов. Основанием для этого может стать неисполнение главой муниципального образования или местной администрации в течение месяца после выговора, замечания или предупреждения обязанностей по переданным государственным полномочиям, рассказал глава Комитета Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению Алексей Диденко.
Что касается оценки эффективности работы местной власти, то ее критерии утверждены указом президента. Они включают как количественные показатели, например доля населения, охваченного профилактическими осмотрами, так степень удовлетворенности населения качеством медпомощи, дошкольного, общего и дополнительного образования детей, работой муниципальной власти, в том числе ее информационной открытостью. Если губернатор посчитает, что глава района недорабатывает, он может попросить представительный орган муниципалитета — местную думу — рассмотреть вопрос об его отставке.
Президент подписал Федеральный закон от 22.07.2024 № 209-ФЗ "О внесении изменения в статью 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Документ официально опубликован. Таким образом, муниципалитет имеет возможность закрепить в Уставе право депутатского корпуса принимать участие в утверждении или согласовании назначения на должность заместителей главы местной администрации, руководителей отраслевых и территориальных органов местной администрации.
Уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены право представительного органа муниципального образования принимать участие в формировании местной администрации, в том числе в утверждении или согласовании назначения на должность заместителей главы местной администрации, руководителей отраслевых (функциональных) и (или) территориальных органов местной администрации, а также формы и порядок такого участия.
К вопросам местного значения городского, сельского поселения и вопросам местного значения муниципального, городского округа хотят отнести вопросы ведения учета личных подсобных хозяйств в похозяйственных книгах. Такой законопроект принят в первом чтении на пленарном заседании Госдумы.
Замглавы Комитета Госдумы по аграрным вопросам Юлия Оглоблина рассказала, что по результатам сельскохозяйственной переписи 2021 года, в России насчитывается около 16 миллионов личных подсобных хозяйств. По словам депутата, они сейчас активно регистрируются в качестве самозанятых, участвуют в программах господдержки, в том числе Минсельхоза и Минтруда по линии соцконтрактов.
«Чтобы получить государственную поддержку, в первую очередь нужно подтвердить статус личного подсобного хозяйства. Законопроект разработан в целях приведения в соответствие законодательства по их учету», — отметила Оглоблина.
Норма по учету путем ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления отражена в законе о личных подсобных хозяйствах; одновременно в законе об общих принципах организации ОМСУ к вопросам местного значения не отнесены вопросы похозяйственных книг. Оглоблина пояснила, что это привело к ситуации, когда не все местные власти закрепляют ответственных должностных лиц для учета хозяйств и зачастую идет затягивание выдачи справок, это делает невозможным участие в программах господдержки, участия в ярмарках и так далее.
По словам зампредседателя Комитета Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению Оксаны Фадиной, норма простая, но очень важная, поскольку снимает пробелы в действующем законодательстве.
17.04.2024
Государственная Дума РФ. К обсуждению законопроекта об МСУ вернутся осенью
Проект нового закона об общих принципах местного самоуправления (МСУ) может быть принят в осеннюю сессию. Об этом «Ведомостям» сказал председатель комитета Госдумы по госстроительству Павел Крашенинников. Рассмотрение принятого в первом чтении 25 января 2022 г. законопроекта остановилось почти сразу, но есть решение вернуться к нему осенью. По словам Крашенинникова, «комитет планирует обсуждение законопроекта ко второму чтению осенью».
«Мы продолжаем работу над законопроектом. Очень многие выступают за его принятие. Сейчас многие регионы самостоятельно проводят реформу, переходя на одноуровневую систему МСУ. Но это сложно, поскольку таким регионам приходится принимать свою законодательную базу», – говорит Павел Крашенинников. О том, что работа над законопроектом будет продолжена, подтверждает и собеседник, близкий к администрации президента.
Законопроект принят в первом чтении, напоминает председатель комитета Госдумы по региональной политике (комитет-соисполнитель) Алексей Диденко (ЛДПР). По его словам, их комитет рекомендовал принять законопроект в первом чтении с замечаниями. По его словам, ко второму чтению к законопроекту поступило более 700 поправок: «Предстоит дальнейшее обсуждение, поскольку проект закона все-таки был принят в первом чтении уже два с половиной года назад. Основа концепции законопроекта – это одноуровневая система МСУ, и в первом чтении именно она была поддержана Госдумой».
27.03.2024
Государственная Дума РФ. В России хотят установить единые базовые ставки по окладам бюджетников
Минцифры и другие министерства должны будут к 2030 году методически и нормативно обеспечить внедрение искусственного интеллекта в государственном управлении. Также в стране должна появиться площадка для обмена опытом внедрения технологий ИИ между властными структурами всех уровней, а у госслужащих — компетенции управления данными для искусственного интеллекта, применения больших фундаментальных моделей, внедрения инструментов ИИ для решения рабочих задач. Такие цели ставит Правительство в утвержденном стратегическом направлении в области цифровой трансформации госуправления до 2030 года.
В опубликованном на портале кабмина документе значатся и более приземленные задачи. Так, к концу 2024 года кабмин намерен довести количество пользователей портала госуслуг до 124 миллионов. К 2030 году здесь должны оказывать 100 государственных услуг в режиме онлайн с представлением результата в момент обращения. При этом все органы местного самоуправления, равно как и все государственные и муниципальные учреждения, к этому сроку перейдут на электронный документооборот.
Информация о деятельности государственных и муниципальных учреждений подлежит размещению на официальном сайте www.bus.gov.ru.
В перечне информации к размещению прямо упоминаются План ФХД, бюджетная смета, Отчет о результатах деятельности, а также годовая бухгалтерская отчетность учреждения. Обязанность по размещению указанной информации возлагается на орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Но при этом орган-учредитель может наделить правом по размещению информации непосредственно подведомственное учреждение.
Какие действия должны быть предприняты учреждением для того, чтобы обязанность по размещению Плана ФХД / бюджетной сметы, Отчета о результатах деятельности и годовой бухгалтерской отчетности считалась исполненной? Ответ на этот вопрос содержится непосредственно в положениях Закона № 7-ФЗ о некоммерческих организациях: обязанность по размещению информации учреждением будет исполнена при размещении ее в государственной и / или муниципальной информационной системе. Последующую выгрузку информации на сайт www.bus.gov.ru из такой системы обеспечивает Федеральное казначейство. Отсутствие опубликованных Плана ФХД и Отчета о результатах деятельности на www.bus.gov.ru вовсе не свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанности по размещению информации - до 1 января 2025 года соответствующая информация Федеральным казначейством не размещается.
18.01.2024
Министерство юстиции РФ. Новое законодательство о проверках муниципалитетов готовят к 2026 году
Министерство юстиции на форуме «Малая родина – сила России» объявило о планах исполнить поручение президента об оптимизации контрольно-надзорной деятельности в отношении муниципалитетов. Новые нормы, где учтен «риск-ориентированный подход» и особенности местных бюджетов, могут вступить в силу не ранее 2026 г. Министерство рассчитывает внести существенные изменения в законодательство в части проверок местного самоуправления (МСУ), рассказала на форуме директор департамента конституционного законодательства Минюста Юлия Манахова.
«Вначале это будет изменение 131-го федерального закона («Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». – «Ведомости»). Предполагается, что это будет отдельная глава, где будут закреплены институциональные основы. В последующем будут изменения в отраслевые федеральные законы, по видам контроля и надзора», – сказала Манахова. При этом утратит силу статья 77 (контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления), уточнила замдиректора департамента систематизации законодательства Минюста Ирина Старовойтова.
В новой главе «Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц», которая заменит отдельную статью 77, Минюст планирует отразить поручения по итогам заседания совета при президенте по развитию МСУ 20 апреля 2023 г., где речь, в частности, шла о возросшей контрольно-надзорной нагрузке на местные власти.
19.12.2023
Государственная Дума РФ. Программу «Земский работник культуры» могут запустить через два года
Как и программы «Земский учитель» и «Земский доктор», «Земский работник культуры» поможет привлечь в малые города и села больше специалистов. С этим согласны и в Минкультуры, и в парламенте. Идея обсуждается с 2021 года, однако пока так и не реализована. Но, похоже, дело наконец-то сдвинулось с мертвой точки. Госдума рекомендовала Правительству рассмотреть вопрос о подготовке такой программы и заложить на нее средства в бюджете начиная с 2025 года. Такой пункт включен в проект постановления нижней палаты по итогам ежегодного госдоклада о состоянии культуры, который депутаты заслушали 29 ноября.
Сколько стоит сельский культработник. Проработать вопрос целесообразности программы «Земский работник культуры» еще в 2019 году поручил Владимир Путин. По мнению главы государства, это могло бы повысить престиж профессии и решить проблему дефицита работников. Следуя этим рекомендациям, Минкультуры спустя два года подготовило проект программы. Например, документ предусматривал единовременную выплату два миллиона рублей сельским работникам культуры на Дальнем Востоке и один миллион — в других округах. В том же 2021 году программу согласовали Минфин, Минэкономразвития и Минюст. Однако документ не поддержала правительственная комиссия по бюджетным проектировкам. Вопрос уперся в финансирование — по 7,5 миллиарда рублей в 2023-2025 годах и еще по 5,6 миллиарда в следующие три года.